Итак, нами был создан и проведён тренинг на тему «Решение конфликтных ситуаций в коллективе». Тренинг создавался и проводился в рамках дисциплины социальная психология. Для начала хочу заметить, что тренинг исключительно для проведения учениками на определённой паре, он ни как не повлияет на психическое здоровье людей, с которыми проводится тренинг, но также не поможет в решении конфликтных ситуаций, серьёзно…
Выкладываю исключительно для людей, у который проходит курс психологии и им нужно провести подобный тренинг, готовый… Ну и конечно на данную тематику, мало работ, игр и упражнений, поэтому думаю, что вы найдёте его полезным.
Характеристики:
Продолжительность: 1 час 10
Ведущие: Ведущий 1 и Ведущий 2
План:
- Введение
- Вступительная, разминочная игра «Ассоциации»
- Теория (Часть I)
- Игра «Я в конфликтной ситуации»
- Теория (Часть II)
- Игра «Сглаживание конфликтов»
- Игра для вывода студентов из психологического состояния тренинга — «Подарок»
[оба ведущих]
Всем привет. Сегодня мы со *Ведущий 2* проводим небольшой тренинг на тему Решения конфликтных ситуаций в коллективе.
Наша сегодняшняя цель понять основные причины конфликтов и постараться их не допускать, решать на предприятиях, в которых производится организационная деятельность.
[Главный Ведущий 2]
Как вы наверное уже поняли сегодня всё время мы будем говорить о конфликтах, это не очень приятное явление, которое часто хочется избежать. Когда мы говорим слово «Конфликт» у нас возникает определённый рад ассоциаций, чувст. Давайте сейчас каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово конфликт, какой образ подсказывает воображение?
Если это {одежда/мебель/посуда/личность}, то какая?
Хорошо, для чего мы выводили этот ряд ассоциаций?
Для того, чтобы управлять своим эмоциональным состоянием во время конфликта, надо определить характер этих эмоций, их глубину, степень влияния на поведение.
[Рассказывает ведущий 1]
В общих чертах конфликт это — столкновение или борьба, враждебное отношение. Конфликтные ситуации изучает конфликтология. Слово конфликт пришло к нам из латинского, где оно звучит как conflictus.
Если говорить более подробно, то конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.
В психологии конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
Существуют различные причины конфликтов, например различные явления, факты, ситуации и .т.д., также причины могут быть социально-политическими, экономическими, индивидуально-психологическими и т.д.
[Главный ведущий 1]
Хорошо, ассоциации мы выработали, знаем, с чем у нас связан тот или иной конфликт. Давайте теперь посмотрим, поведение различных людей в конфликтной ситуации и причины конфликтов. Итак сейчас мы выберем одного человека, здесь есть «Чёрная метка», кто её вытянет, кхм, пойдёт на определённое время за дверь. *группа тянет жребий*
Хорошо, теперь всем вам нужно загадь одного человека, человека, которого мы хорошо знаем, можно загадать кого-то из присутствующих или отсутствующих согрупников. Можно загадать ведущих сегодняшнего тренинга или нашего преподавателя. Хорошо, теперь каждый представляет, как этот человек ведёт себя в следующей конфликтной ситуации (выбираем одну):
- Не допущен до экзамена
- Не дали сдачи в магазине
- Вы ушли на перерыв, перерыв закончился, преподаватель закрыл дверь от опаздывающих с перерыва
- Столкнулся на улице плечом к плечу с другим человеком, выронил из рук определённый предмет, например телефон
- Взломали страничку вконтакте и разослали всем друзьям ссылки на приличные сайты
- Производили покупку, продавец выдаёт просроченный продукт
Хорошо, теперь все придумают, как загаданный нами человек поведёт себя в нашей конфликтной ситуации. У вас 1 минута. Загадали?
Хорошо давайте пригласим *имя*. Вот смотри, у нас конфликтная ситуация звучит так ****, сейчас все присутствующие здесь будут высказывать, как определённый человек поведёт себя в конфликтной ситуации, твоя задача угадать данного человека.
Упражнение проводится два три раза, с двумя тремя людьми.
[Рассказывает ведущий 2]
- Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.
- Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т.д.
- Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т.п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.
- Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
- Разрешение конфликта.В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами):педагогическими(беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).
Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.
[Главный ведущий 2]
Не секрет, что умение вовремя предотвратить конфликт играет важную роль в людских отношениях. Давайте потренируемся сглаживать конфликты и опытным путем определим основные методы урегулирования конфликтов!
Для начала необходимо разделиться на команды по три человека.
*делятся*
Задача каждой команды – придумать сценарий, в котором два человека представляют конфликтующие стороны, а третий – старается их примирить. Вам необходимо в течение пяти минут придумать конфликтную ситуацию и обыграть ее. Если у вас плохо с фантазией, мы можем предоставить вам несколько конфликтных ситуаций.
*придумывают сценарий и т.д.*
Ждем, когда все приготовятся и вызываем кого-то. Сначала в добровольном порядке, а потом в принудительном =)
[Главный ведущий 1]
Вы являлись виновником конфликта, с соседом, который сидит справа от вас. Но сейчас конфликт почти исчерпан, ваша последняя задача для сглаживания конфликта – сделать соседу справа подарок.
Вы жестами показываете определённую вещь и дарите соседу. Сосед получив подарок говорит, что он получил и дарит какой то свой подарок соседу справа и так по кругу.
Подведение итогов
Мы познакомились с основными составляющими и понятиями конфликта, а так же научились на практике использовать различные способы разрешения конфликтных ситуаций.
При создания тренинга были использованы интернет ресурсы:
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.trepsy.net
- http://www.neuch.ru
- http://fictionbook.ru
- http://azps.ru
- http://my-training.ru
- http://www.your-mind.ru
- http://vashpsixolog.ru
P.S. Благодарю своего второго ведущего за co-op создание данного тренинга.
Очень хороший тренинг, немного теории и максимальное число интересных упражнений.
Спасибо, рад, что вам понравилось.
спасибо большое! Я использую элементы этого тренинга на педагогическом совете.
Тренинг достойный внимания, использую некоторые упражнения при проведении своего тренинга. Большое спасибо!
Пожалуйста.
Соседи из квартиры над Вашей периодически забывают закрыть кухонный водопроводный кран, что иногда приводит к протечкам. Вы уже несколько раз сталкивались с этим, общались с ними этому поводу. Всякий раз соседи приносят извинения, обещают, что больше ничего подобного не случится. Как следует строить общение с ними, если протечка снова случится?
помогите пожалуйста)
Это вам такие задачки по психологии дают?
ага, даже незнаю что делать…а этих задач около 30…..
и как назло в нэте не могу ничего нормального найти..
Дарья если данная ситуация надоела и разговоры не помогает, следует предупредить соседей сверху о последствиях затопления вашей квартиры (о возможном ремонте пострадавшей квартиры или мебели), которые они будут обязаны возместить. Дайте им номер сантехника, и пусть он починит им кран, намекните им на то, что вам это надоело, без криков, чтоб не поругаться, но и так чтоб они поняли, что это не шутки и вам надоело
Постоянное всепрощенство не поможет делу, и вся ситуация как стояла на одном месте так и будет стоять, если не ухудшится….
Спасибо за тренинг! У меня как раз завтра пара по психологии агрессии. Буду рад воспользоваться 😉
Спасибо! Очень выручили! 🙂
Молодая семья с маленьким ребенком. У жены (матери малыша) постоянно происходят споры с матерью мужа (его бабушкой) по поводу воспитания сына и ухода за ним. Что можно посоветовать молодым?
Дочь (или сын) поздно пришла домой. Мама не спит, очень волнуется и сердится. Дочь не хотела этой ситуации, но так уж у нее получилась (попала к друзьям на край города, где не было телефона и не могла выбраться оттуда сама, дожидалась попутчиков с машиной). Как вести себя дочери?