Итак, нами был создан и проведён тренинг на тему «Решение конфликтных ситуаций в коллективе». Тренинг создавался и проводился в рамках дисциплины социальная психология. Для начала хочу заметить, что тренинг исключительно для проведения учениками на определённой паре, он ни как не повлияет на психическое здоровье людей, с которыми проводится тренинг, но также не поможет в решении конфликтных ситуаций, серьёзно…

Выкладываю исключительно для людей, у который проходит курс психологии и им нужно провести подобный тренинг, готовый… Ну и конечно на данную тематику, мало работ, игр и упражнений, поэтому думаю, что вы найдёте его полезным.

Характеристики:
Продолжительность: 1 час 10
Ведущие: Ведущий 1 и Ведущий 2
План:

  • Введение
  • Вступительная, разминочная игра «Ассоциации»
  • Теория (Часть I)
  • Игра «Я в конфликтной ситуации»
  • Теория (Часть II)
  • Игра «Сглаживание конфликтов»
  • Игра для вывода студентов из психологического состояния тренинга — «Подарок»

Введение (5 минут)
[оба ведущих]

Всем привет. Сегодня мы со *Ведущий 2* проводим небольшой тренинг на тему Решения конфликтных ситуаций в коллективе.
Наша сегодняшняя цель понять основные причины конфликтов и постараться их не допускать, решать на предприятиях, в которых производится организационная деятельность.

Игра «Ассоциации» (5-10 минут)
[Главный Ведущий 2]

Как вы наверное уже поняли сегодня всё время мы будем говорить о конфликтах, это не очень приятное явление, которое часто хочется избежать. Когда мы говорим слово «Конфликт» у нас возникает определённый рад ассоциаций, чувст. Давайте сейчас каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово конфликт, какой образ подсказывает воображение?
Если это {одежда/мебель/посуда/личность}, то какая?
Хорошо, для чего мы выводили этот ряд ассоциаций?
Для того, чтобы управлять своим эмоциональным состоянием во время конфликта, надо определить характер этих эмоций, их глубину, степень влияния на поведение.

Теория — Часть I (5 минут)
[Рассказывает ведущий 1]

В общих чертах конфликт это — столкновение или борьба, враждебное отношение. Конфликтные ситуации изучает конфликтология. Слово конфликт пришло к нам из латинского, где оно звучит как conflictus.
Если говорить более подробно, то конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.
В психологии конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
Существуют различные причины конфликтов, например различные явления, факты, ситуации и .т.д., также причины могут быть социально-политическими, экономическими, индивидуально-психологическими и т.д.

Игра «Я в конфликтной ситуации» (20 мин)
[Главный ведущий 1]

Хорошо, ассоциации мы выработали, знаем, с чем у нас связан тот или иной конфликт. Давайте теперь посмотрим, поведение различных людей в конфликтной ситуации и причины конфликтов. Итак сейчас мы выберем одного человека, здесь есть «Чёрная метка», кто её вытянет, кхм, пойдёт на определённое время за дверь. *группа тянет жребий*
Хорошо, теперь всем вам нужно загадь одного человека, человека, которого мы хорошо знаем, можно загадать кого-то из присутствующих или отсутствующих согрупников. Можно загадать ведущих сегодняшнего тренинга или нашего преподавателя. Хорошо, теперь каждый представляет, как этот человек ведёт себя в следующей конфликтной ситуации (выбираем одну):

  • Не допущен до экзамена
  • Не дали сдачи в магазине
  • Вы ушли на перерыв, перерыв закончился, преподаватель закрыл дверь от опаздывающих с перерыва
  • Столкнулся на улице плечом к плечу с другим человеком, выронил из рук определённый предмет, например телефон
  • Взломали страничку вконтакте и разослали всем друзьям ссылки на приличные сайты
  • Производили покупку, продавец выдаёт просроченный продукт

Хорошо, теперь все придумают, как загаданный нами человек поведёт себя в нашей конфликтной ситуации. У вас 1 минута. Загадали?
Хорошо давайте пригласим *имя*. Вот смотри, у нас конфликтная ситуация звучит так ****, сейчас все присутствующие здесь будут высказывать, как определённый человек поведёт себя в конфликтной ситуации, твоя задача угадать данного человека.
Упражнение проводится два три раза, с двумя тремя людьми.

Теория — часть II (5 минут)
[Рассказывает ведущий 2]

  1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.
  2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т.д.
  3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т.п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.
  4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
  5. Разрешение конфликта.В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами):педагогическими(беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Игра «Сглаживание конфликтов» (около 20 минут)
[Главный ведущий 2]

Не секрет, что умение вовремя предотвратить конфликт играет важную роль в людских отношениях. Давайте потренируемся сглаживать конфликты и опытным путем определим основные методы урегулирования конфликтов!

Для начала необходимо разделиться на команды по три человека.
*делятся*
Задача каждой команды – придумать сценарий, в котором два человека представляют конфликтующие стороны, а третий – старается их примирить. Вам необходимо в течение пяти минут придумать конфликтную ситуацию и обыграть ее. Если у вас плохо с фантазией, мы можем предоставить вам несколько конфликтных ситуаций.
*придумывают сценарий и т.д.*
Ждем, когда все приготовятся и вызываем кого-то. Сначала в добровольном порядке, а потом в принудительном =)

Игра «Подарок» (около 5 минут)
[Главный ведущий 1]

Вы являлись виновником конфликта, с соседом, который сидит справа от вас. Но сейчас конфликт почти исчерпан, ваша последняя задача для сглаживания конфликта – сделать соседу справа подарок.
Вы жестами показываете определённую вещь и дарите соседу. Сосед получив подарок говорит, что он получил и дарит какой то свой подарок соседу справа и так по кругу.
Подведение итогов
Мы познакомились с основными составляющими и понятиями конфликта, а так же научились на практике использовать различные способы разрешения конфликтных ситуаций.

При создания тренинга были использованы интернет ресурсы:

  • http://ru.wikipedia.org
  • http://www.trepsy.net
  • http://www.neuch.ru
  • http://fictionbook.ru
  • http://azps.ru
  • http://my-training.ru
  • http://www.your-mind.ru
  • http://vashpsixolog.ru

P.S. Благодарю своего второго ведущего за co-op создание данного тренинга.